За обедом кто не глуп, ест сначала суп, и картошку, и котлетку, и только потом уже сладкую конфетку.
Шоколадка — это поощрение за хорошее поведение, а хорошее поведение — это когда ты сидишь неподвижно и смотришь мультики. Так вот на самом деле, если ты сидишь неподвижно, то шоколадка поощрением не является. А вот если ты бегаешь, прыгаешь, помог маме убрать в комнате, если вы летом на даче и ребенок принес воды с колодца, то тогда он уже заработал это сладкое.
Парадокс в том, что любому среднестатистическому папе намного легче дать ребенку шоколадку, проявить свою любовь, чем погулять с ним на свежем воздухе. Если папа умеет это совмещать — это самый лучший папа, который доставил ребенку сразу два удовольствия.
Понятно, что доставить ребенку удовольствие с помощью сладкого легко. Каждый родитель мечтает о том, чтобы максимально доставлять собственным детям удовольствие. Но каждого родителя очень волнует этот вопрос: до какой степени я могу порадовать свое дите? Не приведет ли это к каким-то проблемам? И с этими вопросами родители приходят к докторам.
Cодержание статьи:
Как употреблять сладости.
Сахар есть источник энергии. То-есть если вы эту энергию потребляете, то вы обязаны ее потратить. Вред начнется тогда, когда вы не сможете потратить полученную энергию. В больших городах сахар становится очень актуальной проблемой для многих семей. Потому что часами сидим в пробках и не можем потратить энергию. А дети, родители которых возят в престижную школу, проводят по полтора часа утром и вечером в пробках — вот таким детям сладкое нельзя.
Организм человека любого возраста получает любую энергию только из глюкозы. Есть куча функций у остальных белков, жиров и углеводов, но энергию человек получает только из глюкозы. Что бы мы ни съели, она превращается рано или поздно в глюкозу и становится источником энергии. Когда мы съели сахар, обычную сахарозу то она превратилась в глюкозу мгновенно. Но мы можем съесть источники клетчатки так называемых полисахаридов, крахмала. Например, картофель — он не сладкий, но там тоже есть углеводы, которые медленно и постепенно будут превращаться в ту же самую глюкозу. Это будет длительное время и естественно нагрузка на тот же инсулин будет плавной, постепенной, а когда мы съедим конфету — мгновенной. То-есть если мы едим картофель, крупы, овощи, фрукты то ничего страшного не происходит. Значит без сладкого можно однозначно обойтись.
Но ребенок, который очень активный, подвижный, который секунды не может посидеть, имеет возможность потратить практически неограниченное количество энергии. То-есть для такого ребенка ваши три съеденных конфеты в день никакого риска не составляют. Но нужно обратить внимание на то, что у многих детей есть аллергическая реакция на какао. Если этот ребенок съедает шоколадную конфету, то риск представляет собой не сахар, который там есть, а белок какао, который может стать источником аллергии. И кстати в отношении проблем с зубами нужно понимать, что если во рту остается сладкое и плюс во рту пересыхает — то это главная причина возникновения кариеса. Но не конфета виновата в проблемах с зубами, а сочетание факторов — сухой воздух плюс конфета.
Как врач я предпочитаю натуральные сахара: изюм, курага, мед — это более нормально для ребенка, чем конфеты.
По большому счету детям любого возраста и даже взрослым можно не давать сладкое. Смотрите — есть белки, жиры и углеводы. Углеводы это источник энергии, некоторые углеводы имеют сладкий вкус и их в быту называют сахарами. Какой бы углевод мы не съели, он все равно станет источником энергии. То есть для того чтобы полноценно жить сахар есть не обязательно, а углеводы конечно же обязательно. Но сахара это источник получения удовольствия. Очень многие советуют, что до трех лет дети обойдутся без этого удовольствия. Я не столь категоричен, я считаю, что если нет проблем и можно доставить ребенку удовольствие, то почему бы и нет, надо только знать какие возможно могут быть проблемы. Но для этого нужно знать какие сахара бывают, что это такое, с чем это едят.
Какие сахара бывают?
Углеводы: моносахариды (простые сахара):
- глюкоза (виноградный сахар),
- фруктоза (фруктовый сахар),
- галактоза (составляющая молочного сахара).
Это простые сахара, а вот когда они по парам соединяются, то образуют дисахариды.
Углеводы (дисахариды):
- мальтоза = глюкоза + глюкоза (солодовый сахар),
- сахароза= глюкоза +фруктоза (сахар — рафинад),
- лактоза = глюкоза + галактоза (молочный сахар).
Но есть и сложные полисахариды, которые мы едим — это крахмал, целлюлоза, гликоген, они не сладкие. Вот, например вы съели картофель, в его состав входит крахмал, и этот крахмал медленно перерабатывается в организме и превращается в глюкозу. Но это не сладкое. Вот, смотрите в чем разница, если мы съели сахар, мы об этом уже говорили, то мгновенно в организме образовалась глюкоза и фруктоза. С ними срочно надо что-то делать, эту энергию надо срочно тратить. Но если мы съели крахмал, то он постепенно утилизируется, обрабатывается, превращается в глюкозу, и это количество глюкозы плавно поступает в кровь, и мы можем плавно тратить эту энергию. А если энергия не тратится, то сахара лишние превращаются в жировую ткань и накапливаются в организме.
И так подводя итоги, сладости — это:
- источник проблем со здоровьем,
- источник легкоусваиваемой энергии,
- источник удовольствия.
И только от вас зависит, что вы выберете.
Доктор медицинских наук. Заведующий кафедрой педиатрического факультета МГМУ им. И.М. Сеченова